Большинство селлеров продают товары от зарубежных производителей. Значит продукция закупается и везется из другой страны. Для этого нужно оформлять документы, платить пошлину, налоги и искать логистическую компанию, которая займется перевозкой. Доставка зарубежных товаров дорогая и тратит не только бюджет, но и время. Поэтому все больше селлеров присматриваются к карго.
Логистическая компания занимается всем, что нужно для перевозки: от оформления документов, до прохождения таможни. Селлер экономит деньги и при этом получает товар быстрее других способов.
На первый взгляд все прекрасно, но так только кажется. Карго-доставка идет в обход закона, оплаты налогов и пошлин. Поэтому перевозка обходится дешевле.
В статье подробно рассказываем о том, как работает карго, в чем отличие от других схем перевозки, от чего зависит стоимость и каким рискам можно подвергнуть себя и свой бизнес.

Что такое карго-доставка
Карго (от англ. «cargo» — груз) — это доставка коммерческих товаров в багажных отделениях обычных пассажирских самолетов. Это упрощенная перевозка без оформления таможенных документов.
Груз собирается из нескольких заказов, например, детских игрушек, медицинского оборудования и одежды, но регистрируется по более дешевой декларации (с другим товаром). Все товары хорошо упаковывают перед отправкой, чтобы они не повредились во время доставки.
Особенность карго в том, что заказчик ничего не делает. Он только отправляет оплату и принимает товар, когда тот приедет в оговоренное место. Это и плюс, и минус. С одной стороны селлер экономит море своего времени. С другой, он ничего не контролирует, т.е. не может проверить целостность товара, его количество.
Карго — незаконная доставка, поэтому если товар конфискуют, деньги никто не вернет. Если вы оплатите страховку компании, то вам все равно не вернут полную стоимость, а только часть. Вы должны понимать, что это «серый» метод перевозки и с ним нельзя быть уверенным на 100%.
Отличия карго от других видов доставки
Чтобы понимать, почему селлеры выбирают карго вместо других видов доставки, сравним его с самыми популярными вариантами перевозок — почтой и грузовым самолетом.
Доставка почтой:
- Скорость — низкая (20-60 дней)
- Стоимость — низкая ($2-5 за кг)
- Отслеживание — есть, но только до границы
- Лимиты по весу — 20-30 кг на место
- Упаковка — требования минимальные
- Таможенное оформление — занимается получатель
Карго:
- Скорость — высокая (5-7 дней)
- Стоимость — средняя ($5-10 за кг)
- Отслеживание — есть, но не всегда корректное
- Лимиты по весу — 50-100 кг на место
- Упаковка — требования строгие
- Таможенное оформление — частично занимается оператор
Авиаперевозки:
- Скорость — высокая (2-3 дня)
- Стоимость — высокая ($10-20 за кг)
- Отслеживание — есть, при этом точное
- Лимиты по весу — нет ограничений
- Упаковка — разрешен любой вид упаковки
- Таможенное оформление — полностью занимается грузоперевозчик
Карго стоит между почтой и грузовым самолетом по стоимости и скорости доставки. Оно быстрее, чем отправка почтой, и дешевле, чем перевозка самолетом. При этом стоит учитывать другие ограничения и риски, о которых и поговорим. Начнем с разрешенных для доставки товаров.
Что можно и нельзя перевозить по этому виду доставки
Перед планированием доставки нужно учитывать ограничения.
В карго можно перевозить:
- Одежду, обувь и аксессуары
- Бытовую технику и электронику
- Автозапчасти, оборудование и комплектующие
- Текстиль, ткани, фурнитуру
- Игрушки, сувениры, предметы интерьера
- Изделия из пластика, дерева и металла
По сравнению с запрещенными товарами это очень маленький список. Во время карго-доставки брокер (еще один участник логистической цепочки) оформляет таможенные документы. Даже при том, что это «серая» доставка, некоторые товары не получится провести и без документов, т.к. для них требуются специальные разрешения.
Нельзя перевозить:
- Ядовитые, взрывоопасные, токсичные, инфекционные и горючие вещества
- Термометры и ртутные барометры
- БАД, медицинские препараты и лекарства, вакцины
- Наркотические и психотропные вещества, их прекурсоры (в том числе в виде лекарственных средств)
Прекурсор — химический элемент (или смесь), из которого можно изготовить наркотическое или психотропное вещество.
- Растения, цветы и семена
- Пневматическое оружие и его макеты, арбалеты, ножи и другое холодное оружие
- Отдельные части оружия (например, патроны)
- Скоропортящиеся продукты
- Табачные изделия
- Реагенты, химикаты, тест-пробы
- Очень хрупкие грузы
- Спирт, водку, отбеливающие материалы
- Коррозионные, хозяйственные, спиртосодержащие и прочие горючие жидкости
- Кондиционеры и холодильники (из-за фреона)
- Аэрозоли, духи, дезодоранты, одеколоны, баллоны под давлением
- Смолу, краску, лак
- Рыболовные сети
- Приспособления для слежки, скрытые камеры
- Технические шпионские средства и устройства
- Рации
- Зажигалки
- Драгоценные камни, металлы и изделия из них
- Натуральный мех
- Растворимый кофе
- Печатные и аудиовизуальные материалы с призывами к экстремистской и террористической деятельности или любую другую пропаганду, которая может нанести вред политическим и экономическим интересам РФ
Есть список товаров, разрешенных для перевозки только в ограниченных количествах:
- Копии брендов
- Мебель
- Скутеры, квадроциклы и самокаты
- Велосипеды
- Солнечные батареи
- Лом меди
- Телефоны и айфоны
- Бумагу
- Подгузники, маски
- Презервативы
- Шины
- Игровые ноутбуки и приставки
- Детские коляски
- Обувь
- Подушки, коврики (детские развивающие и для ванной комнаты)
- Одноразовые медицинские перчатки
Списки и так объемные, но периодически они продолжают пополняться. С каждым годом возить товары через карго становится все труднее.
Какие товары выгодно возить через карго
По сути никакие, т.к. у селлера есть риск не получить любой из товаров. Например, что-то разобьется, что-то выпадет из упаковки и потеряется, а что-то конфискуют на таможне.
Продавцы, пользующиеся карго, обычно возят небольшой груз весом до 100 кг и стоимость до 200 тысяч рублей. К таким товарам относятся:
- Автозапчасти
- Одежда и обувь
- Бижутерия
- Детали для электронного оборудования
- Кожаные изделия (рюкзаки, сумки и другие аксессуары)
- Товары для детей (игрушки, соски и т.д.)
- Техника (принтеры, телефоны, телевизоры, смарт-часы и т.д.)
Получилось так, что именно эти товары покупают на маркетплейсах чаще всего.
При карго-доставке вы не получите необходимые для продажи сертификаты, поэтому продавать такие товары на онлайн-площадках не получится. Либо бизнес быстро закроют, когда маркетплейс придет с проверкой.
Упаковка товара
Во время карго-доставки товар постоянно перемещают. Из одной машины в другую в дождь, жару или холод. Тонкая упаковка может легко повредиться, тяжелый товар могут положить на хрупкий.
Перевозка — самое опасное время для груза. Если он повредится, никто не возместит убытки, поэтому селлеры упаковывают товары максимально плотно и не в одну упаковку, а несколько.
- Пузырчатая пленка
Если товар маленький и хрупкий, то каждую деталь оборачивают отдельно. Пленку используют как первый слой, который сохранит внешний вид в целости.
- Мешок и скотч
Обычно груз упаковывают в картонную коробку, в которой товар не только бьется о стенки, но и может вывалиться. Поэтому селлеры кладут товар в мешок и заматывают его скотчем. Во-первых, все части поставки лежат плотно и не бьются друг об друга. Во-вторых, даже если порвется основная упаковка — все останется на месте и не растеряется по багажному отделению.
- Деревянная обрешетка
Главная часть упаковки, которая защищает товар от поломки. Такую защиту нельзя взять в руки и кинуть, сломать тоже трудно. Если сверху поставят более тяжелый товар — она не промнется под его весом и поставка останется целая. Проблема только в том, что упаковка увеличивает стоимость доставки на 40%.

Пример деревянной обрешетки. Ее делают индивидуально под размер каждого груза.
- Паллетный борт
Деревянную обрешетку могут заменить паллетным бортом (деревянным коробом с регулируемой высотой). Плюс в том, что сверху и снизу уложены листы фанеры, по бокам есть рейки, т.е. конструкция полностью закрытая и она отлично защищает от небрежной перевозки. Нюанс в том, что паллетный борт не подходит для хрупких и габаритных товаров. Тяжелый груз сверху может продавить фанеру и повредить товар. А еще такая упаковка увеличит стоимость перевозки на 17%.

Внешний вид паллетного борта.
- Деревянный ящик
Изготавливается индивидуально под товар. Используется в двух случаях:
- Для тяжелого груза (например, станков)
- Для дорогих товаров (например, медицинского оборудования)
Упаковку очень сложно повредить и вскрыть, поэтому вероятность кражи или поломки товара очень низкая. Сделанный по заказу деревянный ящик (и скорее всего не один) тоже увеличит стоимость перевозки.

Вот как выглядит деревянный ящик.
Особенности доставки
- Скорость. Плюс в том, что товар перевозят в багажных отделениях обычных пассажирских авиалайнеров, поэтому он может доехать к вам даже за пару дней.
- Цена. Карго на 20-30% дешевле грузовых авиаперевозок.
- Возможность отслеживать груз. Многие карго-операторы дают возможность отслеживать доставку по номеру авианакладной на специальных сайтах или в приложениях. Только информация не всегда верная.
- Ограничение по объему, весу и количеству мест в отправке. Обычно одна поставка содержит 2-3 места общим весом 50-100 кг.
- Упаковка. Требования к ней жесткие. Место должно быть компактным, крепким и в заводской упаковке. За ненадлежащую упаковку груз могут не принять. А если и примут — велик шанс, что он не доедет целым.
Принцип работы карго
Поэтапный процесс карго-доставки:
- Выбор поставщика
Самый важный шаг в любой доставке. Вы можете сотрудничать с производителем, оптовым складом или торговой площадкой. Выбирайте надежных поставщиков, которые дают гарантии качества, документы на товар и всегда с вами на связи. Вы можете нанять байера, чтобы он нашел производство с нужным вам товаром. На конференциях и мероприятиях можно напрямую познакомится с зарубежными партнерами. Возможно, с кем-то вы договоритесь о сотрудничестве уже во время первой встречи.
- Оформление заказа
Обговорите с поставщиком все детали поставки: количество товара, размеры, цвета, артикулы. Также уточните, как будет фасоваться, упаковываться товар и какие сопроводительные документы предоставит партнер. После согласования всех деталей внесите предоплату, как договорились с поставщиком.
- Отправка на склад
Поставщик готовит товар и отправляет его на склад карго-оператора. Груз проверяется на соответствие заявленным параметрам и на целостность упаковки. Если все в порядке — груз принимают, взвешивают, измеряют и заполняют на него авианакладную с трекинг-номером. Копию накладной отправляют заказчику.
- Авиаперевозка
Карго-операторы заранее выбирают рейс, по которому отправят товар, и грузят его в указанную дату в нужный самолет. Чаще всего выбирают прямой путь, но иногда бывают пересадки. В стране назначения сотрудники оператора принимают товар и везут его на свой склад, чтобы проверить целостность и подготовить груз к растаможке.
- Таможенное оформление
По правилам покупатель сам должен встретить товар в аэропорту и предоставить на него всю таможенную документацию с уплатой пошлин. На практике это делают сотрудники карго-оператора.
- Выдача покупателю
Когда карго-оператор проверит и растаможит товар — он уведомит заказчика о готовности и назначит время и место для его получения. Чтобы забрать груз, обычно нужен только паспорт и код авианакладной. После получения груза покупатель оплачивает оставшуюся сумму доставки и товар переходит полностью под его ответственность и собственность.
В карго много нюансов и проблема в том, что заказчик не может их контролировать. Доставка и упаковка товара полностью лежат на плечах производителя и оператора перевозки.
Селлеру остается только выбирать надежных партнеров и верить в то, что товар доедет весь и в целости.
Схемы поставок
Существует две схемы перевозки: «белая» и «черная». В первом случае товар декларируют на российской таможне. Во втором — обходят это оформление и везут товар по фактической стоимости за массу или объем.
Оформление декларации — проблема, т.к. товары разделяют на группы и привязывают к определенному ТН ВЭД от которого зависит размер пошлин и налогов (НДС).
Риск в том, что можно понести ответственность за неправильно оформленную декларацию или ее отсутствие. За это придется оплачивать пошлины и налоги, от которых хотелось уйти. Но это не единственный риск.
С 2021 года налоговая имеет доступ ко всем счетам в банках. Поэтому она видит переводы, платежи, поступления, оборот. С такими данными проще вычислить участников «серой» доставки, т.е. карго.
Опасность при доставке товара по «черной» схеме
«Черную» схему поставки по-другому можно назвать контрабандой, т.к. товар не декларируется на таможне. Делают это для уменьшения расходов.
Стоимость рассчитывается на кубометр или килограмм и платится перевозчику напрямую. При этом доставка не всегда получается дешевле и оператор не может гарантировать, что товар не конфискуют на таможне. Часто бывает так, что итоговая стоимость вообще не соответствует объему товара.
С каждой деталью появляется все больше минусов карго-перевозок. Чтобы было удобнее, мы собрали все преимущества и недостатки вместе. Так вы наглядно поймете, стоит ли перевозить свой товар именно таким способом.
Преимущества и недостатки карго
Плюсы:
- Низкая стоимость отправки
- Простота организации. Достаточно найти поставщика и карго-оператора, чтобы доставить товар из другой страны в Россию
- Оперативность. Товар доставляют быстрее, чем другими видами доставки. По большей части из-за обхода таможни
- Удобство получения груза. Его привезут в выбранное вами место
- Можно перевозить малые и средние партии товара
Минусы:
- Нет уверенности в том, что товар доедет в целости или в принципе приедет. Его могут легко конфисковать на таможне и с каждым годом проверки становятся все жестче
- Нет гарантий, что не будет задержек
- Существует опасность попасть на мошенников, которые заберут оплату за доставку и просто пропадут
- Нет таможенных документов на товар, а это проблема для продажи на маркетплейсах и риск попасть в поле зрения налоговой
От чего зависит стоимость доставки
Главные критерии, от которых зависит стоимость доставки, это категория товара и плотность.
Карго-операторы перевозят грузы сразу для нескольких селлеров. Чем больше товара поместится в фуру, тем лучше. Поэтому для товаров с высокой плотностью стоимость меньше. Для экономии некоторые селлеры вакуумируют свои товары. Так, например, можно сделать с подушками. Тариф за перевозку в обычном состоянии – 10,15 $/кг, а после вакуумизации – 4,2 $/кг. В разы дешевле, но это не единственные критерии, влияющие на полную стоимость. Есть еще 5:
- Цена товара. Это основа, от которой идут остальные расходы. Если вы делаете большую закупку или планируете сотрудничать регулярно, попробуйте договориться на скидку или другие выгодные условия.
- Доставка до склада карго-оператора. Обычно она входит в стоимость логистики, но иногда ее приходится оплачивать отдельно. Особенно если товар находится далеко от транспортных узлов.
- Авиафрахт. Это тариф карго-оператора. Он зависит от объема и веса груза, но могут добавляться дополнительные сборы. Например, за дополнительные места или опасный груз.
- Таможенные платежи. В них входят пошлины, сборы, НДС. Обычно карго-оператор учитывает их в своих услугах, но иногда они оплачиваются отдельно.
- Доставка до покупателя. Хоть вы и получаете товар в оговоренном месте, за перевозку до него нужно заплатить. У тяжелых и крупных партий стоимость увеличивается.
Риски при доставке товара по карго
При том, что можно не только сэкономить, но и ускорить доставку товара, карго — очень рискованный вид перевозок и вот почему:
- Юридические риски
Карго находится в «серой» зоне не просто так. Коммерческие партии товаров нельзя перевозить в пассажирских самолетах. Операторы карго нарушают закон, а селлеры, которые перевозят свой товар по этому способу, становятся соучастниками. Если товар на таможне конфискуют — вы получите крупный штраф.
- Таможенные риски
С каждым годом проверки грузов становятся все жестче. Во время проверок могут потребовать подтверждающие документы и провести дополнительный осмотр. Если найдут какую-то несостыковку — отправят товар назад.
- Финансовые риски
Большинство карго-операторов не несут ответственность за сохранность груза и непредвиденные обстоятельства в виде дополнительных проверок или хранения. Если товар конфискуют, он повредится или потеряется, то получить компенсацию практически невозможно. Если компания все же дает гарантии, то может выплатить часть убытков.
- Репутационные риски
Если у продавца выявят факт незаконной перевозки товаров, то могут появится проблемы с налоговой, банками и контрагентами. Пострадает и репутация добросовестного участника ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
За продажу товаров, ввезенных через карго, можно получить 2 штрафа.
Первый по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование товаров. Штраф: от половины до двукратного размера стоимости товара + уплата таможенных платежей. По решению суда возможна конфискация.
Второй по ст. 16.21 КоАП РФ за незаконное пользование товарами. Ответственность бизнес несет в том случае, если покупает товары, ввезенные кем-то через карго, пользуется ими, хранит и перевозит. Штраф: от половины до двукратного размера стоимости товара с возможностью конфискации.
За продажу товара, ввезенного карго, можно понести уголовную ответственность по ст. 174 УК РФ. В зависимости от общей стоимости ввезенного товара можно получить штраф, принудительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы на срок до 7 лет.
Нововведения 2025 года
Для карго-доставки из Китая вступили в силу некоторые изменения.
- Усилен контроль за ввозом электроники с литиевыми батареями. Поэтому для этих товаров требуются дополнительные сертификаты.
- Продукты питания теперь можно перевозить только в заводской упаковке и в ограниченном количестве.
В России же таможенные службы начали тщательнее проверять грузы на контрафакт. Внимательно проверяйте товар и документы, когда заказываете доставку из другой страны. Если ввезенный товар будет контрафактом, то ответственность понесете вы. Даже если не знали, что купили подделку.
Заключение
Несмотря на преимущества, карго — очень рискованный вид перевозок, которым мы не советуем заниматься. Даже после одной поставки можно получить огромный штраф и понести уголовную ответственность. Репутация бизнеса разрушится и никто не знает, получится ли начать новый.
В случае с налогами, пошлинами и документами не стоит «юлить» и экономить. Лучше переплатить, выбрать проверенную компанию и по-настоящему «белым» способом привезти товар. Главное, что вы будете уверены в качестве продукции и отсутствии проблем с законом.
767 просмотров
01.11.2025 
























































































































5 












